Пятница, 29.03.2024, 08:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Строительство оборудования газопроводов

Главная » 2016 » Декабрь » 5 » А.Медведев: Интеграция газовых рынков в интересах устойчивого глобального роста (полный текст выступления)
16:18
А.Медведев: Интеграция газовых рынков в интересах устойчивого глобального роста (полный текст выступления)
Заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Медведев выступил с докладом на ХХV "Мировом газовом конгрессе".
 
Ниже приводится полный текст выступления топ-менеджера.
 
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
 
Наш форум проходит под девизом «Sustaining Future Global Growth». В нем выражена главная задача, которая стоит сегодня перед нами, энергетиками и газовиками, - в кратчайшие сроки обеспечить удовлетворение растущего спроса на энергоносители и одновременно добиться улучшения экологических показателей энергетики.
 
По расчётам демографов, население Земли в 2035 году составит 8,5 млрд человек. На этот же горизонт специалисты из разных стран прогнозируют результаты реализации возможных стратегий развития мировой энергетики. Между тем, уже 3 сентября 2011 года на нашей планете родился 7-ми миллиардный человек. И этим миллиардам людей уже сегодня нужна благоприятная среда обитания и энергия для обеспечения экономического роста.
 
Вполне возможно, что будущее - за возобновляемыми источниками энергии и технологиями, которые еще не вышли за пределы экспериментальных лабораторий. Но сейчас основная генерация энергии приходится на долю ископаемого топлива. Более того, нужда в доступной энергии по доступным ценам сегодня настолько велика, что мы наблюдаем - с большой озабоченностью - за стремительным увеличением использования угля, наиболее интенсивного источника вредных выбросов. Темпы роста мирового спроса на энергоресурсы явно опережают темпы развития технологий энергообеспечения на основе энергии ветра, солнца, морских приливов или улавливания углеводорода из промышленных выбросов . Значит, мировой экономике для устойчивого развития немедленно нужна энергетическая альтернатива. И эту альтернативу предлагает природный газ.

Неиспользованный потенциал углеводородной энергетики весьма велик. Если мировые извлекаемые запасы нефти оцениваются в 182 млрд. тонн, то общие извлекаемые запасы природного газа оцениваются примерно в 850 трлн. кубометров. Еще больший неиспользованный технологический потенциал – газовые технологии практически готовы к расширенному применению в мировом хозяйстве, и экономическая эффективность применения природного газа для достижения экологических целей в энергетике хорошо известна специалистам. Специалисты и аналитики все увереннее говорят о наступлении «Золотого века природного газа».

Однако, чтобы выполнить свою миссию и обеспечить мировую экономику «топливом по умолчанию» , сама газовая отрасль должна удержаться на пути устойчивого развития. И ключ к решению этой задачи – интеграция в широком смысле этого слова: это – интеграция рынков, это - интеграция технологий, это - интеграция инноваций с надежными наработками, которые обеспечили выход газовой отрасли на сегодняшние рубежи.
 
Газовая индустрия в последнее десятилетие претерпела существенные, поистине революционные изменения.
 
Кажется, еще совсем недавно газовый мир был поделен морями и океанами на региональные сегменты, внутри которых безраздельно «царствовал» трубопровод. Бурное развитие технологий СПГ в течение одного десятилетия кардинально изменило картину, породив надежды на тотальную глобализацию газового бизнеса, на стирание границ между рынками, расположенными на различных континентах и материках.

Но не успели отраслевые плановики сформировать новую глобальную картину газового бизнеса, как прорыв в коммерциализации так называемых «нетрадиционных» технологий добычи газа снова внес существенные изменения в условия игры. Теперь стало хорошим тоном говорить о том, что будущее газовой отрасли принадлежит альтернативным источникам природного газа. Перед нами рисуется новая перспектива повсеместного превращения импортеров газа в экспортеров, чуть ли не тотального самообеспечения и перестройки всей мировой системы газового бизнеса на принципах биржевой торговли и полной либерализации рынков.
 
В этих условиях, как нам представляется, крайне необходим трезвый взгляд на происходящее. Мы должны видеть перспективу не такой, какой хотелось бы, а такой, какой она может стать, если мы будем действовать, опираясь на реалии сегодняшнего дня. Каковы же эти реалии?
 
Мировой газовый бизнес вошел в стадию всесторонней диверсификации и структурного многообразия.
 
Только за 2011 год мировая торговля газом увеличилась на 4,2%. Этот рост был обеспечен за счет увеличения экспорта из России, Катара и Туркменистана. При этом, несмотря на высокие темпы роста поставок СПГ, лидерство по-прежнему принадлежит трубопроводному транспорту. Региональные трубопроводные системы продолжают активно развиваться, а межрегиональные комплексы транспортировки сетевого и сжиженного газа дополняют их, отвечая на динамику мирового роста.
 
С развитием международной торговли экспортные газопроводы, которые ранее соединяли две страны - экспортера и импортера, начали трансформацию в трансконтинентальные системы. Сегодня уже существует трансграничный рынок газа на Североамериканском континенте. Евросоюз работает над созданием единого европейского рынка газа. Не прекращаются интеграционные процессы в растущей Единой Системе Газоснабжения стран бывшего СССР.
 
Несмотря на мощные факторы глобализации, сегодня реально существуют три макрорегиональных рынка – Северной Америки, Европы и Восточной Азии. И каждый из этих рынков сохраняет свое региональное своеобразие.
 
На региональную специфику указывают, в частности, ценовые показатели природного газа в различных регионах. Глобальные поставщики СПГ пока не в состоянии удовлетворить запросы настолько, чтобы организовать конкуренцию «газ – газ» на уровне, достаточном для выравнивания цен в глобальном масштабе. Цены в Восточной Азии заметно превышают европейский уровень, не говоря уже об американских ценах, которые находятся фактически за защитным барьером государственной политики, направленной на использование природного газа в качестве средства перезапуска американской экономики.
 
Если Северная Америка планирует свое экономическое будущее в расчете на самообеспечение углеводородным сырьем, то в Европе мы наблюдаем обратный процесс, и европейские потребители будут нуждаться во всё больших объемах импорта.
 
Свои особенности - на Востоке. Развивающиеся экономики Азии требуют все больше энергии, при этом зачастую не имеют возможности руководствоваться экологическими соображениями в определении энергетических приоритетов. Там наибольшую актуальность приобретает вопрос о доступе растущего населения к современным источникам энергии и об обеспечении энергоресурсами экономического роста. Данные показывают, что такие страны как Китай, Индия в ближайшие годы будут главными генераторами спроса на энергоресурсы, а этот спрос будет поддерживать соответствующий тонус азиатского газового рынка.
 
Очень неравномерной выглядит карта государственного регулирования рынка газа. Значительная часть государств предпочитает регулирование биржевому ценообразованию. Рынок вполне объективно сохраняет черты традиционной организации. И это обстоятельство необходимо учитывать в интересах устойчивости всей мировой системы газообеспечения, особенно, когда речь заходит о совершенствовании ценообразования и системы контрактирования в газовой отрасли.
 
Как нам представляется, примитивная, почти оруэлловская схема: «биржа – хорошо, индексирование – плохо» сегодня не актуальна. Мы считаем, что в поисках оптимальных решений мы прежде всего должны думать об обеспечении инвестиционной привлекательности добычи и транспортировки газа. При этом не надо забывать, что при всех инновациях в организации бизнеса в эпоху СПГ долгосрочные контракты сохранили свою актуальность как средство разделения рисков и обеспечения долгосрочных инвестиций.

Сейчас самое время определить направления совершенствования этой системы. Контракты могут строиться как на принципах спотового ценообразования, так и на соответствии цен на альтернативные энергоресурсы. Мы считаем, что контракты, базирующиеся на цене ресурсов-заменителей, в максимальной степени могут быть адаптированы к целям обеспечения устойчивого развития отрасли. Новизна может состоять в том, что в качестве альтернативного энергоресурса для определения (индексации) цен в будущем можно было бы выбрать не истощаемый ресурс, а возобновляемый.
 
Если в прошлом, на заре газовой индустрии в рамках голландской модели долгосрочного ценообразования, такой устойчивой альтернативой истощаемому Гронингенскому месторождению выступила нефть, то сегодня такую альтернативу могла бы дать возобновляемая энергетика или производные от нее цены на электроэнергию.

А пока этого не произошло, нужно весьма осторожно относиться к предложениям об отказе от индексации по нефтяным ценам. Необходимо использовать имеющиеся средства для нейтрализации негативных сторон состоявшегося некогда превращения нефтяных фьючерсов в биржевой спекулятивный инструмент.

Тренд повышения цен на нефть наглядно показан на слайде-графике, отражающем динамику цен на нефть (в ценах 2010 года) за последние полтора века. Этот тренд считается главной причиной разрыва между ценами индексированных и спотовых контрактов на природный газ. Однако мы считаем, что значительно большей помехой устойчивому развитию отрасли является не собственно восходящий тренд, а заметно усиливающаяся – как это видно на графике выбранного временного масштаба - волатильность. Эта волатильность является отражением неопределенности и неуверенности в перспективах развития, а такая неопределённость – фактор, отрицательно влияющий на инвестиционную деятельность. На наш взгляд, именно долгосрочные контракты являются средством снижения волатильности и рисков, связанных с неопределенностью будущего, защиты экономических интересов поставщика и потребителя.
 
Не менее ответственного подхода требует проблема либерализации рынков природного газа. Призванная обеспечить наилучшее качество услуг поставщика и наиболее низкую цену, при определенных условиях она может дать обратный результат.

Либерализация рынков находится в зависимости от региональных особенностей и уровня обеспеченности ресурсами. Наиболее либерализованные рынки Северной Америки и Великобритании в их нынешнем виде сложились в периоды высокой самообеспеченности. Когда же речь идет о рынках, зависимых от внешних поставок, даже высокий уровень диверсификации поставщиков не может стать полной гарантией бесперебойности газоснабжения.
 
Такие гарантии предоставляет наличие поставщиков, имеющих долгосрочные обязательства, и гарантированные системы доставки и сбыта. При этом вертикальная интеграция компаний-поставщиков становится инструментом стимулирования развития минерально-сырьевой базы и добычных мощностей. То есть, либерализация и энергобезопасность - далеко не синонимы. Наиболее надежный путь к энергобезопасности - это путь гибкого баланса между различными подходами, между старым (хорошо зарекомендовавшим себя) и новым (сулящим новые выгоды и перспективы), включая баланс между спотом и долгосрочным контрактом.
 
Оценивая перспективу устойчивого развития газовой отрасли, «Газпром» с максимальной степенью ответственности определяет свои корпоративные приоритеты, преследуя не только цель извлечения максимальной прибыли, но также долгосрочные интересы наиболее широких кругов стэйкхолдеров. В своих расчетах мы опираемся на наше видение новой архитектуры мировых газовых рынков, на наши реальные возможности, имеющиеся у нас ресурсы, техническое оснащение, географию размещения запасов, добычные и транспортные мощности.
 
В своих планах мы исходим из расчета роста мирового спроса на газ на 55% к 2035 году. Этот рост более чем на 80% будет обеспечен развивающимися экономиками стран, не входящих в ОЭСР.
 
Мы также исходим из того, что запасов газа, в том числе принадлежащих «Газпрому», достаточно для обеспечения ежегодного спроса на уровне 5 трлн куб. м. При необходимости возможно увеличение добычи еще на 0,5 трлн куб. м. Но в этом случае замыкающие цены добычи возрастут приблизительно на 50%.
 
Мы предполагаем дальнейшее развитие межрегиональной и межконтинентальной торговли природным газом, что обусловлено неравномерностью размещения ресурсов. И при этом мы прогнозируем, что после завершения создания газопроводных систем на евразийском пространстве между Алжиром и Западной Европой, а также Россией и Китаем, может сформироваться гигантский трансконтинентальный газовый рынок, охватывающий страны Европы и Азии. Анализ возможных сценариев развития системы транспортных потоков до 2035 года показывает, что транспортная и экспортная работа «Газпрома» будет опираться на поставки, осуществляемые по трубопроводам, проложенным по суше и морскому дну.
 
Трубопроводный транспорт – основа стратегии «Газпрома» по обеспечению устойчивого функционирования системы снабжения природным газом как российских, так и зарубежных потребителей. Новым словом в обеспечении безопасности поставок на европейский рынок стал проект «Северный поток». Развитием этого успеха будет прокладка другого экспортного газопровода – по дну Черного моря. Причина нашей уверенности достаточно очевидна – за этим проектом стоит реальный газ российских месторождений, в количестве, достаточном для обеспечения нового канала (Южного коридора) энергообеспечения Европы.
 
Не сомневаемся мы и в том, что в Европе российский газ будет востребован. Об этом свидетельствуют оценки наших непосредственных партнеров. Об этом говорят и прогнозы международных энергетических организаций. Более того, несмотря на то, что Европа поставила себе задачу снижения энергоемкости своей экономики, и, невзирая на проблемы экономического роста, мы по-прежнему рассматриваем европейский рынок в качестве приоритетного и рассчитываем, что российский (газпромовский) газ будет занимать на нем около 30% доли рынка.
 
В отношении развития СПГ мы придерживаемся принципа достаточности, учитывая направление основных газовых потоков и перспективы их развития. Тихоокеанское направление обеспечивается комплексом мероприятий с опорой на проекты о. Сахалин и перспективный проект во Владивостоке. В зону морских перевозок в Атлантическом бассейне мы войдем, опираясь на проект освоения Штокмановского месторождения.
 
Мы исходим из того, что наиболее оправданной стратегией развития «Газпрома» для обеспечения устойчивого развития мировой газовой отрасли является стратегия опоры на традиционные ресурсы природного газа. Что касается нетрадиционных - они также находятся в поле нашего постоянного внимания. При этом мы полагаемся на оценки наших специалистов (ВНИИГАЗ «Газпром»), согласно которым в мировой структуре нетрадиционных ресурсов газа, угольный газ и газ низкопроницаемых коллекторов в совокупности превышают оценочные ресурсы сланцевого газа. Причем, на территории России по количественному показателю доминирует газ низкопроницаемых коллекторов, за ним следует газ угольных пластов. Исходя их этого, мы в приоритетном порядке занимаемся развитием технологии добычи угольного газа, оставив сланцевые ресурсы в качестве стратегического резерва для будущих поколений.
 
Наша работа по выстраиванию сбалансированной стратегии компании представляется нам нашим вкладом в реализацию прогнозов о том, что к 2035 году Россия будет крупнейшим контрибьютером в глобальное увеличение снабжения мировой экономики природным газом.
 
Сочетание масштабных поставок трубного газа, осуществляемых компаниями Группы «Газпром», и возможностей межконтинентальной торговли СПГ позволяет нам включиться в решение глобальных проблем энергообеспечения, ведя наш бизнес в глобальном масштабе, интегрируя Россию в мировой газовый рынок и более широко – в энергетический рынок планеты.
 
Понимая свою роль ключевого поставщика природного газа на рынке Евразии, мы также думаем о том, какие действия нужно предпринять в рамках имеющихся возможностей, для достижения цели предотвращения климатических изменений в ближайшие десятилетия. Нам думается, что нам нужно объединить наши силы для расширения сферы применения природного газа. Наиболее перспективным в этом отношении является транспорт.
 
На долю транспорта приходится 27,5 % в мировом ТЭБ с прогнозом роста до 30,8 % к 2035 г . На его же долю приходится около 28% выбросов CO2. Между тем известно, что применение природного газа в автомобильном транспорте даёт значительный экономический эффект. При этом эмиссия вредных веществ радикально сокращается.

Расширение использования природного газа – это вполне отчетливая, хорошо видимая перспектива. Следствием того газового бума, который мы сегодня наблюдаем в Северной Америке, станут дополнительные инвестиции в технологии использования природного газа, в том числе на транспорте. А в конечном итоге это приведет к расширению рынка для природного газа в качестве моторного топлива.
 
Над этой темой мы работаем давно. Еще в бывшем СССР разрабатывались технологии применения природного газа в качестве топлива не только для автомобилей, но и для других видов техники, включая железнодорожные локомотивы и самолеты гражданской авиации.

Сегодня «Газпром», являясь лидером газомоторного рынка России, активно работает над развитием соответствующего сегмента национального автотранспорта. Но для достижения ощутимых результатов необходимы международные усилия. Необходимо вовлекать в общую деятельность автомобилестроителей и компании, готовые к сотрудничеству в области международных инфраструктурных топливных проектов.
 
«Газпром» готов к такому сотрудничеству. В целях популяризации своих инициатив по внедрению газомоторного топлива, «Газпром» совместно с «Национальной газомоторной ассоциацией» ежегодно проводит специализированную выставку GasSUF, Международную научно-практическую конференцию «Газ в моторах», регулярные автопробеги «Голубой коридор», поддерживает российскую команду ралли-рейдов "Ё-авто".
 
По данным «Газпрома», в тех городах и регионах, по которым «Голубой коридор» проходил в предыдущие годы, рост объемов продаж газомоторного топлива через некоторое время доходил до 17%.
 
Мы предлагаем расширить географию распространения «голубых коридоров». Нам всем нужен международный проект, целью которого будет расширение инфраструктуры обслуживания и заправок NGV, а также дополнительные меры по стимулированию и расширению номенклатуры производства транспортных средств. Такой проект может быть реальным вкладом в борьбу за предотвращение климатических изменений, и в генерацию новых импульсов экономическому развитию.
 
В русском языке есть второе значение слова «газификация». Так мы называем расширение в регионах России газоснабжения коммунального и бытового сектора. Мне кажется, что на глобальном уровне мы должны перейти от прогнозов о вероятном наступлении «золотого века природного газа» к практическим и быстрым действиям по газификации мировой экономики. Расширение международного сотрудничества в области NGV – могло бы стать шагом в этом направлении.
Просмотров: 384 | Добавил: ogduska1981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz